Когда после затяжки торсионов верхние рычаги уже легли на ограничители начал задумываться о модернизации подвески и логически пришёл к необходимости переноса шаровых опор под рычаг.
Начал с изучения опыта старших товарищей….
Теория хорошо на мой взгляд изложена здесь http://www.nissan-4×4.ru/Razdeluy/Remont/Terrano_I,_Pathfinder_(D21)/index.php?id=7130opencat=46
С практикой оказалось сложнее 🙁
В-основном все писали, что установка шаровых под рычаг опасна для жизни ! А в чём эта опасность состоит – никто не писал….
Как оказалось, опасностей нас подстерегает две :
1. Слабенькие болты «на 8» могут не выдержать ударного хода подвески вниз (ведь теперь, когда шаровая стоит снизу рычага вся нагрузка ложится на эти три болтика, а раньше нагрузка была на корпус шаровой)
2. Шаровую опору надо удерживать не только от перемещения «вверх-вниз», но ещё и «влево-вправо». В штатном варианте корпус шаровой опоры проточен и установлен в соответствующее отверстие в верхнем рычаге с небольшим зазором. И шаровая удерживается от перемещения упираясь в рычаг. При переносе вниз от боковых перемещений шаровая будет удерживаться только болтиками «на 8».
Действительно, страшно становится от тупого перемещения шаровой под рычаг.
Почему люди, кто советует не переносить шаровую под рычаг об этом не пишут ? Может быть не знают ?
Зато теперь понятно что нужно делать !
Прежде всего купили усиленные болты М10х1,25. «От космического корабля» найти не удалось, поэтому ограничились болтами с маркировкой 8.8 на шляпке (от крепления чего-то в подвеске ВАЗ-2108).
Потом проточили верхнюю часть шаровой, чтобы получить упорную поверхность, удерживающую опору от перемешения «влево-вправо» (чтобы она держалась не только на болтах, а ещё и упиралась в корпус рычага).
К сожалению оказалось, что поверхность рычага снизу не гладкая (плоская). Рычаг состоит из нескольких частей и как раз в том месте, где планируется ставить шаровую опору проходит сварной шов.
Т.е. если «тупо» перенести шаровую под рычаг, то она будет буквально висеть в воздухе касаясь двумя-тремя точками этого сварного шва ! И этого не будет видно – туда и заглянуть-то не получится !
Т.е. я теперь охотно верю, что у кого-то шаровая поставленая под рычаг когда-то отвалилась….
Значит ли это, что шаровую опору нельзя ставить под рычаг ? Нет ! Это значит, что надо подумать как её установить, чтобы она не отвалилась !
Получается, что при установке шаровой под рычаг без проставки не обойтись !
С одной стороны проставка должна повторять профиль рычага, а с другой – профиль верхней части шаровой опоры. У меня эта самая верхняя часть оказалась проточена, но есть мнение, что это не обязательно. Даже есть мнение, что и профиль рычага проставке повторять не обязательно ! Достаточно только плотно запрессовать проставку в рычаг в том месте где раньше стояла шаровая.
У коллег-ниссановодов случалось после установки проставок под шаровые гнулись верхние рычаги. Про Паджеро мы такого не слышали, но на всякий случай наварили косынку на рычаг
Далее, самый волнительный момент – сборка подвески и контроль установки полуосей.
Больше всего мы опасались за «вырывание» ШРУСов после опускания рычагов….
Небольшой запас по длине приводов (около нескольких мм.) есть в месте шлицевого соединения внешней гранаты со ступицей. Там стоят регулировочные кольца, к-рые компенсирую люфт в шлицах после затяжки ступичных подшипников. Теоретически, можно было эти кольца перенести внутрь (между ШРУСом и ступицей, там есть уже одно кольцо, латунное).
Если этого оказалось бы мало мы уже были морально готовы удлиннить валы приводов.
Но ничего этого не потребовалось !
После сборки подвески в вывешеном состоянии (когда рычаги лежат на отбойниках) в приводах сохраняется свободный ход во внутреннем ШРУСе и зазор в шлицевом соединении в ступице (я о нём уже писал).
Покрутили колёса на вывешеном автомобиле. При повороте внешний ШРУС выворачивается ещё сильнее, чем сейчас (это безо всякого лифта !). Так что кмк слухи о скорой кончине ШРУСов сильно преувеличены 🙂 Хотя, все знают, что при вывернутых до упора колёсах лучше не буксовать….
Рулевые наконечники тоже имели достаточный свободный ход (всмысле не были «закусаны» и проворачивались на шарах вперёд-назад).
Возможно, конечно, что при ударном ходе подвески вниз резиновые ограничители будут сильнее сминаться…. И при дополнительном ходе подвески вниз всё будет не так хорошо….Но здесь я полагаюсь на амортизаторы и опыт старших товарищей 🙂
Следующая не менее интересная часть – регулировка развала-схождения.
Про сход-развал доработаных независимых подвесок я тоже неоднократно читал. Всмысле про то, что его никто не берётся делать т.к. его сделать невозможно.
Сразу скажу, что это неправда ! Хотя повозиться пришлось….
Сначала все сбежались посмотреть на мой развал передних колёс «как у татры» 😀
Ну дык это ведь хорошо ! Надо добавить регулировочные пластины. У Паджеро обычно обратная проблема – когда пластины нужно вынуть, а их уже нету….
После установки всех регулировочных пластин развал колёс всё ещё был больше положеного почти на 1 градус. Это ещё 8мм регулировочных пластин, а ставить их уже некуда – болты закончились. Мы в-общем то этого и ожидали. Не знали только на сколько длинее нужны будут больты. Получается – длинее на 10мм – это с запасом.
Заодно изготовили вот такие «регулировочные пластины» 😀
Болты взяли тоже от ВАЗ-2108 (от крепления кронштейнов растяжек) с «крепостью» 8,8.
Это мало. Но это самые крепкие болты, к-рые применяются в деталях подвески советстких автомобилей. Крепче – только в двигателе (крепление ГБЦ, шатунов…). Штатные болты имеют крепость 10.0, но мы такие не нашли. Найдём – заменим.
На этом работы по лифтовке передней независимой подвеске закончились. Возможно кому-то покажется интересным то, что я сделал.
Выражаю благодарность и искреннюю признательность коллегам Monterorider’у и NickPrim’у за консультации, Joker’y 1970 за содействие в изготовлении железяк и Жиперу за критические замечания 🙂
Автор: Dmitry Taran